Мы свяжемся с вами в течение 20 минут.
Заполните форму
Урок 17. Причастия. Личные аффиксы прошедшего времени

Словарь урока

açlık - голод
ayakkabı - ботинки
bilezik - браслет
çalar saat - будильник
çalmak - воровать
çıkmaz - тупик
duygusal - чувствительный
kilo almak - набирать вес, толстеть
komşu - сосед
manav - лавка, где продаются фрукты и овощи
neşelenmek - веселиться
niçin - почему
önemli - важный, важно
öpmek - целовать
savaş - война
süt - молоко
şişman - толстый
taze - свежий
tembel - ленивый
yaramaz - шалун
yorgun - уставший
zarar - вред
zararlı - вредный
zengin - богатый

Система причастий

В турецком языке существует система причастий, которые обозначают признак предмета по действию и в предложении выступают в роли определения. Формы могут переводиться на русский язык русскими действительными и страдательными причастиями настоящего и прошедшего времен.

Все формы причастий образуются от основ глаголов. Рассмотрим их.

1. -an,-en

Форма на -an, -en называет признак предмета по его действию и соответствует русским действительным причастиям настоящего и прошедшего времен или придаточному определительному с союзным словом который.

Gülmek - gül + en gözler - улыбающиеся (улыбавшиеся) глаза - глаза, которые улыбаются (улыбались)

Dinlemek - dinle + y + en öğrenci - слушающий (слушавший) студент - студент, который слушает (слушал)

Oku + y + an çocuk - читающий (читавший) ребенок - ребенок, который читает (читал)

  1. Veren el alan elden üstündür. - Дающая рука превыше берущей.
  2. Şu ağlayan çocuğa süt verin. - Этому плачущему ребенку дайте молоко.
  3. Okuyan insan, yaşayan insandır. - Читающий человек - это живущий человек.

Причастие на -an, -en может присоединять отрицательные аффиксы -ma, -me:

  1. Öğretmen derse gelmeyen öğrenciye çok kızdı. - Преподаватель рассердился на непришедших на урок студентов.
  2. Ödevini yapmayan var mı? - Не сделавшие домашнее задание есть?

2. (-a, -e, -ı, -i, -u, -ü) -r

Причастная форма настоящего-будущего времени на (-а, -е, -ı, -i, -u, -ü) -r употребляется редко в турецком языке. Этой формой обозначается какое-либо постоянное свойство, присущее определенному классу предметов.

Yazmak - yaz + ar kasa - пишущая машинка
Çalmak - çal + ar saat - часы, которые звонят (будильник)
Yanmak - yan + ar dağ - гора, которая горит (вулкан)

3. -maz, -mez

Эта форма представляет собой отрицательный вариант выше рассмотренного причастия.

Çıkmak - çık + maz sokak - никуда не выходящая улица (тупик)
Yaramak - yara + maz çocuk - негодный ребёнок (шалун, озорник)

Причастия на (-a, -e, -ı, -i, -u, -ü) -r и -maz, -mez могут субстантивироваться, то есть употребляться без определяемого слова.

4. -mış, -miş, -muş, -müş

Причастием на -mış, -miş, -muş, -müş обозначается признак предмета ранее совершенного действия. На русский язык переводится действительным или страдательным причастием прошедшего времени либо отглагольным прилагательным.

Yanmak - yan + mış ekmek - сгоревший хлеб
Kırılmak - kırıl + mış cam - разбитое стекло
Pişmek - piş + miş balık - вареная рыба

  1. Yanmış ekmek kokusu etrafına yayıldı. - По сторонам распространился запах сгоревшего хлеба.
  2. Çocuğun üzerine kaynamış süt döküldü. - На ребенка пролилось кипящее молоко (то, которое уже вскипело).

Субстантивно-адъективные формы (-dık, -(y)acak)

В турецком языке существуют две субстантивно-адъективные формы на -dık и -(y)acak. Особенность этих форм в том, что они, как и причастия, называют признак предмета по действию и по существу являются определениями, они также могут переводиться на русский язык придаточными определительными (поэтому мы называем их адъективные формы), однако способность этих форм присоединять аффиксы принадлежности, а также изменяться по падежам, как мы увидим дальше (см. уроки 23 и 24) дает основание называть формы на -dık и -(y)acak субстантивными.

Формы на -dık и -(y)acak складываются из основы глагола, затем следует аффикс -dık, (-dik, -duk, -dük) или -(y)acak / -(y)ecek и последними присоединяются аффиксы принадлежности.

İstemek - istediğ + im çanta - сумка, которую я хотела
Okumak - Okuduğ + umuz mektup - письмо, которое мы читаем

Konuşmak - konuş + acak şeyler - вещи, о которых будем говорить
Gelmek - gel + ecek tren - поезд, который приедет

Форма на -dık, -dik, -duk, -dük называет признак предмета по действию, произошедшему в настоящем или в прошлом.

Форма на -(y)acak, -(y)ecek также обозначает признак предмета по действию, которое произойдет в будущем.

Образец спряжения формы на -dık в утвердительной и отрицательной формах

Benim okuduğum
okumadığım
(не)читаемое мной; то, что я (не) читаю
Senin okuduğun
okumadığın
(не)читаемое тобой; то, что ты (не) читаешь
Onun okuduğu
okumadığı
(не)читаемое ей, им; то, что он(она)(не) читает
Bizim okuduğumuz
okumadığımız
(не)читаемое нами; то, что мы (не) читаем
Sizin okuduğunuz
okumadığınız
(не)читаемое вами; то, что вы (не) читаете
Onların okudukları
okumadıkları
(не)читаемое ими; то, что они (не) читают
  1. Tanıdık insanlarla karşılaşmak istedim. - Я хотел встретиться со знакомыми людьми.
  2. Sokakta ilk gördüğüm adama sordum. - На улице я спросил первого человека, которого увидел. (первого увиденного мной человека)
  3. Bugün anlamadığınız konuları tekrar anlatacağım. - Сегодня я опять буду объяснять темы, которые вы не поняли. (непонятые вами темы).

Образец спряжения формы на -(y)acak / -(y)ecek в утвердительной и отрицательной формах:

 
Benim alacağım
almayacağım
 
Senin alacağın
almayacağın
 
Onun alacağı
almayacağı
 
Bizim alacağımız
almayacağımız
 
Sizin alacağınız
almayacağınız
 
Onların alacakları
almayacakları
  1. Doğacak çocuğumuza Ali adını verelim. - Родившегося ребёнка (ребёнка, который родится) назовем Али.
  2. Gelecek ay bütün borçlarımı ödeceğim. - В следующем месяце (месяц, который придет) заплачу все свои долги.

Притяжательные местоимения факультативны, они могут опускаться.

Формы на -dık и -(y)acak могут соединять в себе два предложения и переводиться на русский язык придаточным определительным с союзным словом который.

  1. Ben mektup aldım. Onu okuyorum. = Aldığım mektubu okuyorum. - Я получил письмо. Его читаю. = Я читаю письмо, которое получил (полученное мною письмо).
  2. Ben araba alacağım. Onun rengi kırmızı olacak. = Alacağım arabanın rengi kırmızı. - Я куплю машину. Ее цвет будет красный. = Цвет машины, которую я куплю, будет красный.

Форма на -ası, -esi

Данная форма на -ası, -esi имеет своеобразное «зложелательное» значение (значение проклятия) и в турецком языке употребляется сравнительно редко.

Canları çıkası hırsızlar çantamı çaldılar. - Вышедшие из-за угла воры (будь они прокляты) украли мою сумку.

В очень редких случаях форма на -ası, -esi может выражать значение «быть достойным чего-либо».

Annem, elleri öpülesi bir kadındır. - Моя мать достойна того, чтобы ей целовали руки.

Упражнение 17.1. Используя причастные и субстантивно-адъективные формы объедините два предложения в одно.

  1. Bazı konuları bilmiyoruz. О konuları öğrenmek için kitaba bakmalıyız.
    Отобразить клавиатуру
  2. Bazı insanlar yemeği çok çabuk yer. Böyle insanlar çabuk kilo alırlar.
    Отобразить клавиатуру
  3. Bizim apartmanımıza yeni bir komşu taşındı. Ona sevindik.
    Отобразить клавиатуру
  4. Bu akşam bize misafirler gelecek. Onlar için hazırlık yaptın mı?
    Отобразить клавиатуру
  5. Babam İtalya’dan bana hediye almış. O hediyeyi çok beğendim.
    Отобразить клавиатуру
  6. Ключ 1. Bilmediğimiz konuları öğrenmek için kitaba bakmalıyız.
    2. Çok çabuk yiyen insanlar çabuk kilo alırlar.
    3. Bizim apartmanımıza yeni taşınan komşuya sevindik.
    4. Bu akşam bize gelecek olan misafirlere hazırlık yaptın mı?
    5. Babamın bana İtalya’dan aldığı hediyeyi çok beğendim.
  7. Burada çok güzel günler yaşadım. O günleri hiç unutamam.
    Отобразить клавиатуру
  8. Bu akşam yemek yiyeceksin. O yemekleri ben yaptım.
    Отобразить клавиатуру
  9. Yarın öğrenciler okulda maç yapacaklar. O maç çok önemli.
    Отобразить клавиатуру
  10. Ahmet çok iyi araba kullanıyor. O arabanın markası BMW’dir.
    Отобразить клавиатуру
  11. Saç kestirmek için berbere gideceğim. O berber çok yaşlı.
    Отобразить клавиатуру
  12. Dünyada çok insan ölüyor. O insanlar açlıktan ve savaştan ölüyorlar.
    Отобразить клавиатуру
Ключ 6. Burada çok güzel yaşadığım günleri hiç unutamam.
7. Bu akşam yiyeceğin yemekleri ben yaptım.
8. Yarın okulda yapacak maç çok önemli.
9. Ahmet’in kullandığı arabanın markası BMW’dir.
10. Saç kestirmek için gideceğim berber çok yaşlı.
11. Dünyada açlıktan ve savaştan çok ölmüş insanlar var.

Упражнение 17.2. Используя формы на -dık, -dik, -duk, -dük объедините два предложения в одно.

  1. Hasan bir kediye süt verdi. O kedi çok yaramaz.
    Отобразить клавиатуру
  2. Öğretmenimiz ev ödevi verdi. Onu yapmalıyız.
    Отобразить клавиатуру
  3. Bu manav meyve ve sebze satar. O meyve ve sebzeler her zaman tazedir.
    Отобразить клавиатуру
  4. Babam yeni yıl için anneme bir altın bilezik satın aldı. O bileziği hırsız çaldı.
    Отобразить клавиатуру
  5. Ayşe’nin doğum gününde bir pasta yedim. O pasta kakaoluydu.
    Отобразить клавиатуру
Ключ 1. Hasan’ın süt verdiği kedi çok yaramaz.
2. Öğretmenimizin verdiği ev ödevini yapmalıyız.
3. Bu manavın sattığı meyve ve sebze her zaman tazedir.
4. Babamın yeni yıl için anneme satın aldığı bir altın bileziği hırsız çaldı.
5. Ayşe’nin doğum gününde yediğim pasta kakaoluydu.

Аффиксы сказуемости (личные аффиксы). Прошедшее время

В уроке 3 нами были рассмотрены аффиксы сказуемости (личные аффиксы) настоящего времени, употребляющиеся для согласования подлежащего и сказуемого в лице и числе и присоединяющиеся непосредственно к слову, обозначающему профессию лица, его состояние и т.д.

В этом уроке рассмотрим аффиксы сказуемости (личные аффиксы) прошедших времен и условного наклонения.

Прошедшее категорическое время

 
Ben asker idim = askerdim
Я был солдатом
 
Sen asker idin = askerdin
Ты был солдатом
 
O asker idi = askerdi
Он был солдатом
 
Biz asker idik = askerdik
Мы были солдатами
 
Siz asker idiniz = askerdiniz
Вы были солдатами
 
Onlar asker idiler = askerdiler
Они были солдатами

В русском языке форма «Я был солдатом» является составным именным сказуемым. В турецком языке к именной части сказуемого (т.е. в данном примере к имени существительному asker «солдат) присоединяется вспомогательный глагол i(mek) в форме прошедшего времени (idim, idin, idi, idik, idiniz, idiler). Однако в современном языке этот глагол сливается со словом и имеет фонетические варианты: -dı, -di, -du, -dü / -tı, -ti, -tu, -tü после слов, оканчивающихся на согласный и -ydı, -ydi, -ydu, -ydü / -ytı, -yti, -ytu, -ytü после гласных.

Ben hastaydım
Sen hastaydın
O hastaydı
Biz hastaydık
Siz hastaydınız
Onlar hastaydılar

öğrenciydim
öğrenciydin
öğrenciydi
öğrenciydik
öğrenciydiniz
öğrenciydiler

çocuktum
çocuktun
çocuktu
çocuktuk
çocuktunuz
çocuktular

zayıftım
zayıftın
zayıftı
zayıftık
zayıftınız
zayıftılar

Вопросительная форма

Вопросительная форма образуется путем присоединения личных аффиксов прошедшего времени к вопросительной частице mı, mi, mu, mü. В образовании этой формы участвует вставочная буква y:

Ben hasta mıydım?
öğrenci miydim?
doktor muydum?
Sen hasta mıydın?
öğrenci miydin?
doktor muydun?
O hasta mıydı?
öğrenci miydi?
doktor muydu?
Biz hasta mıydık?
öğrenci miydik?
doktor muyduk?
Siz hasta mıydınız?
öğrenci miydiniz?
doktor muydunuz?
Onlar hasta mıydılar?
öğrenci miydiler?
doktor muydular?

Отрицательная форма

В образовании отрицательной формы принимает участие отрицательная частица değil, пишущаяся отдельно от слова и к которой присоединяются личные аффиксы прошедшего времени.

 
Ben öğrenci değildim
tembel değildim
 
Sen öğrenci değildin
tembel değildin
 
O öğrenci değildi
tembel değildi
 
Biz öğrenci değildik
tembel değildik
 
Siz öğrenci değildiniz
tembel değildiniz
 
Onlar öğrenci değildiler
tembel değildiler

Упражнение 17.3. Напишите утвердительную форму прошедшего времени.

  1. Ayşe dün çok üzgünОтобразить клавиатуру.
  2. Ali Bey çok hastaОтобразить клавиатуру.
  3. Öğrenciler çok çalışkanОтобразить клавиатуру.
  4. Ayten Hanım geçen yıl çok şişmanОтобразить клавиатуру.
  5. Biz dün çok yorgunОтобразить клавиатуру.
  6. Öğrenciler çok tembelОтобразить клавиатуру.
  7. Dünkü film güzelОтобразить клавиатуру.
  8. Senin cevabın yanlışОтобразить клавиатуру.
  9. Siz dün çok mutluОтобразить клавиатуру.
Ключ 1. Ayşe dün çok üzgündü.
2. Ali Bey çok hastaydı.
3. Öğrenciler çok çalışkandılar.
4. Ayten Hanım geçen yıl çok şişmandı.
5. Biz dün çok yorgunduk.
6. Öğrenciler çok tembeldiler.
7. Dünkü film güzeldi.
8. Senin cevabın yanlıştı.
9. Siz dün çok mutluydunuz.

Упражнение 17.4. Напишите отрицательную форму прошедшего времени.

  1. Amcam eskiden şoför Отобразить клавиатуру.
  2. Ben tıp fakültesinde öğrenci Отобразить клавиатуру.
  3. Ebeveynlerim yaşlı Отобразить клавиатуру.
  4. Siz iyi Отобразить клавиатуру.
  5. Geçen yıl annem Отобразить клавиатуру.
  6. Kedi sokakta Отобразить клавиатуру.
Ключ 1. Amcam eskiden şoför değildi.
2. Ben tıp fakültesinde öğrenci değildim.
3. Ebeveynlerim yaşlı değildiler.
4. Siz iyi değildiniz.
5. Geçen yıl annem değildi.
6. Kedi sokakta değildi.

Упражнение 17.5. Напишите вопросительную форму прошедшего времени.

  1. Dün hava güneşli Отобразить клавиатуру?
  2. Pazarda meyveler pahalı Отобразить клавиатуру?
  3. Sen o zaman mühendis Отобразить клавиатуру?
  4. Biz çocukken yaramaz Отобразить клавиатуру?
  5. Hakan iyi bir futbolcu Отобразить клавиатуру?
Ключ 1. Dün hava güneşli miydi?
2. Pazarda meyveler pahalı mıydı?
3. Sen o zaman mühendis miydin?
4. Biz çocukken yaramaz mıydık?
5. Hakan iyi bir futbolcu muydu?

Упражнение 17.6. Напишите эти предложения в утвердительной, вопросительной и отрицательной формах прошедшего времени.

  1. Çocuk hasta.
    Отобразить клавиатуру
  2. Arabamız yeni.
    Отобразить клавиатуру
  3. Pazar günü hava sıcak.
    Отобразить клавиатуру
  4. Benim ablam çok çalışkan.
    Отобразить клавиатуру
  5. Kardeşim evde.
    Отобразить клавиатуру
  6. Ключ Çocuk hasta mıydı? Çocuk hastaydı. Çocuk hasta değildi.
    Arabamız yeni miydi? Arabamız yeniydi. Arabamız yeni değildi.
    Pazar günü hava sıcak mıydı? Pazar günü hava sıcaktı. Pazar günü hava sıcak değildi.
    Benim ablam çok çalışkan mıydı? Benim ablam çok çalışkandı. Benim ablam çok çalışkan değildi.
    Kardeşim evde miydi? Kardeşim evdeydi. Kardeşim evde değildi.
  7. Annem muhasebeci.
    Отобразить клавиатуру
  8. Hava yağmurlu.
    Отобразить клавиатуру
  9. Ben şişmanım.
    Отобразить клавиатуру
  10. Öğretmen sınıfta.
    Отобразить клавиатуру
  11. O zengin.
    Отобразить клавиатуру

Ключ Annem muhasebeci miydi? Annem muhasebeciydi. Annem muhasebeci değildi.
Hava yağmurlu muydu? Hava yağmurluydu. Hava yağmurlu değildi.
Ben şişman mıydım? Ben şişmandım. Ben şişman değildim.
Öğretmen sınıfta mıydı? Öğretmen sınıftaydı. Öğretmen sınıfta değildi.
O zengin miydi? O zengindi. O zengin değildi.

Упражнение 17.7. Ответьте на вопросы, используя слова, данные в скобках.

  1. Dün akşam nasıldınız? (hasta)
    Отобразить клавиатуру
  2. Dün akşam nasıldınız? (sinirli)
    Отобразить клавиатуру
  3. Dün akşam nasıldınız? (üzgün)
    Отобразить клавиатуру
  4. Dün akşam nasıldınız? (mutlu)
    Отобразить клавиатуру
  5. Dün akşam nasıldınız? (kızgın)
    Отобразить клавиатуру
  6. Dün akşam nasıldınız? (aç)
    Отобразить клавиатуру
Ключ 1. Dün akşam hastaydım / hastaydık.
2. Dün akşam sinirliydim / sinirliydik.
3. Dün akşam nasıldınız üzgündüm / üzgündük.
4. Dün akşam mutluydum / mutluyduk.
5. Dün akşam kızgındım / kızgındık.
6. Dün akşam açtım / açtık.

Упражнение 17.8. Напишите утвердительный и отрицательный ответы на вопросы в форме прошедшего времени.

  1. Dün hava güzel miydi?
    Отобразить клавиатуру
  2. Dün çok yorgun muydunuz?
    Отобразить клавиатуру
  3. Bekir hasta mıydı?
    Отобразить клавиатуру
  4. Çocuk yaramaz mıydı?
    Отобразить клавиатуру
  5. O ilaçlar zararlı mıydı?
    Отобразить клавиатуру
  6. Yumurtalar bayat mıydı?
    Отобразить клавиатуру
  7. Ключ Dün hava güzeldi. Dün hava güzel değildi.
    Dün çok yorgunduk. Dün çok yorgun değildik.
    Bekir hastaydı. Bekir hasta değildi.
    Çocuk yaramazdı. Çocuk yaramaz değildi.
    O ilaçlar zararlıdıylar. O ilaçlar zararlı değildi.
    Yumurtalar bayattı. Yumurtalar bayat değildi.
  8. Pasta taze miydi?
    Отобразить клавиатуру
  9. Ayakkabılar yeni miydi?
    Отобразить клавиатуру
  10. Sen çalışkan mıydın?
    Отобразить клавиатуру
  11. Senin baban zengin miydi?
    Отобразить клавиатуру
  12. Siz dün sınıfta mıydınız?
    Отобразить клавиатуру
  13. Onlar çok üzgün müydüler?
    Отобразить клавиатуру

Ключ Pasta tazedi. Pasta taze değildi.
Ayakkabılar yenidiler. Ayakkabılar yeni değildiler.
Ben çalışkandım. Ben çalışkan değildim.
Benim baban zengindi. Benim baban zengin değildi.
Biz dün sınıftaydık. Biz dün sınıfta değildik.
Onlar çok üzgündüler. Onlar çok üzgün değildiler.

Упражнение 17.9. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Sinemada

Lale, bugün çok üzgündü. Biraz neşelenmek için sinemaya gitti. Kapıdan içeriye girerken ayağı bir şeye takıldı

Подсказкаayağı bir şeye takıldı: наткнулась на что-то ногой
ve düştü. Bunu gören Suna, hemen Lale’nin yanına geldi ve onun yerden kalkmasına yardım etti. Lale, Suna’ya çok teşekkür etti. Suna ile Lale birbirleriyle tanışıp arkadaş oldular. Lale, film seyrederken ağladı. Suna da ağladı. Çünkü seyrettikleri film duygusal bir filmdi.

  1. Lale neşelenmek için nereye gitti?
    Отобразить клавиатуру
  2. Lale nasıl düştü?
    Отобразить клавиатуру
  3. Lale ile Suna nasıl tanıştı?
    Отобразить клавиатуру
  4. Lale ile Suna niçin ağladı?
    Отобразить клавиатуру

Ключ 1. Lale neşelenmek için sinemaya gitti.
2. Lale kapıdan içeriye girerken ayağı bir şeye takılıp düştü.
3. Suna Lale’ye yardım etmeye gelince tanıştılar.
4. Lale ile Suna çok duygusal bir film seyrettikleri için ağladılar.

Прошедшее субъективное (неочевидное) время

В образовании форм прошедшего субъективного времени нет никаких специфических особенностей.

Ben tembelmişim
tembel değilmişim
tembel miymişim?
Sen tembelmişsin
tembel değilmişsin
tembel miymişsin?
O tembelmiş
tembel değilmiş
tembel miymiş?
Biz tembelmişiz
tembel değilmişiz
tembel miymişiz?
Siz tembelmişsiniz
tembel değilmişsiniz
tembel miymişsiniz?
Onlar tembelmişler
tembel değilmişler
tembel miymişler?
https://ru.freepik.com/free-photo/the-beautiful-suleymaniye-camii-istanbul_27469605.htm
Сможете задать свои вопросы
Ознакомитесь со структурой изучения турецкого языка и подберете подходящую вам программу
Прослушаете вводную лекцию про аффиксы, строение турецкого языка
Вы познакомитесь с преподавателем
https://icons8.com/icon/98955/done

Что будет на бесплатном уроке?

https://ru.freepik.com/free-photo/gulls-flying-with-clouds-background_1013308.htm
https://ru.freepik.com/free-psd/3d-suitcase-isolated-on-transparent-background_89202183.htm
https://ru.freepik.com/free-photo/happy-positive-woman-with-hair-gathered-in-bun-clenches-fists-rejoices-success-celebrates-victory-or-great-result-wears-casual-jumper-round-spectacles-poses-against-yellow-wall-yes-i-finally-did-it_24799728.htm
Длительность занятия
40 минут
*Тестовый урок проводится только для индивидуального формата обучения.
Оставьте заявку, мы свяжемся с вами в течение 20 минут и договоримся о времени проведения тестового занятия.

Начните изучение турецкого языка с бесплатного урока

https://icons8.com/icon/98955/done
https://icons8.com/icon/98955/done
https://icons8.com/icon/98955/done
Мы свяжемся с вами в течение 20 минут.

Тестовый урок проводится только для индивидуального формата обучения.
Оставьте заявку
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных
Заполните форму, мы свяжемся с вами в течение 20 минут.

Остались вопросы?

https://ru.freepik.com/free-photo/gulls-flying-with-clouds-background_1013308.htm